Дилемма быстрого поражения и долговременной, но неизбежной победы
Апрель 05, 2018
Политика похожа на мозаику: если смотреть на нее вблизи, то многое можно не понять, необходимо немного отойти, чтобы увидеть полную картину. При этом, отойти, как с точки зрения пространства, так и времени. Фрагменты нынешней политической мозаики стали вырисовываться еще во время конституционных изменений в 2015 году, когда действующая власть, представив собственную концепцию конституционных изменений, выступила с весьма амбициозной инициативой превращения Армении в парламентскую республику.

А что подразумевает парламентаризм? Он подразумевает формирование конкурентной политической среды и разнообразие, развитую партийную систему и свободные условия для развития этой системы, реальные механизмы сдержек и противовесов, гарантированные инструменты парламентского контроля для оппозиции, нейтрализацию политической монополии, полное исключение принципа «победителю, все, проигравшему — ничего» и так далее. В принципе, это включает значительную часть инструментов демократии. Будь система парламентской или президентской, необходимы определенные минимальные условия, чтобы она стала работать. И одним из минимальных условий является наличие в стране политических альтернатив, что делает политику средой многосторонних отношений, а не монолога власти. Именно с целью представления политической альтернативы в 2016 году партии «Просвещенная Армения», «Анрапетутюн» и «Гражданский договор» основали альянс ЕЛК, приняв участие в парламентских выборах 2017 года. Мы вели пропаганду во всех селах и городах, в каждом доме, представили наше видение развития страны и сказали гражданам РА, что эти выборы дают им исключительный шанс избавиться от действующих властей – от Республиканской партии во главе с Сержем Саргсяном. Мы детально представили все те механизмы, которые были внедрены для защиты голосов наших граждан, мы заверили, что берем на себя ответственность за каждый голос, отданный в нашу пользу.

Мы показали тот путь, который дал бы возможность в парламенте Армении сформировать политическое большинство блока ЕЛК. Именно в случае подобного результата альянс ЕЛК, а не РПА мог бы решить, кто именно по новой Конституции должен быть первым лицом в Армении — премьер-министром. Во время той же предвыборной гонки мы неоднократно заявляли о том, что это последний шанс для наших граждан — сменить власть в стране до 2022 года, поскольку в Армении больше не будет прямых выборов президента, и это последняя избирательная борьба на предстоящие пять лет. Так или иначе, выборы состоялись со следующим результатом:

РПА получила 770.441 голосов или 49.12%,
Блок Царукян — 428.836 голосов или 27.32%,
Альянс ЕЛК — 122.065 голосов или 7.77%,
АРФ Дашнакцутюн — 103 048 голосов или 6.57%.


4 апреля 2017 года – спустя два дня после выборов блок ЕЛК распространил заявление, констатировав, что имела место массовая раздача взяток, злоупотребление административным ресурсом. Однако блок констатировал и тот достойный сожаления факт, что тысячи граждан принимали активное участие в фальсификациях, они проходили во всеобщей атмосфере общественной терпимости, а это является бомбой замедленного действия, лежащей в основе армянской государственности. В первом абзаце заявления блока отмечалось, что официальные результаты выборов, в целом, были сформированы в результате голосования граждан, и блоку ЕЛК удалось сохранить все голоса, отданные за него.

Подведя итоги заявления, альянс отмечал, что считает себя делегатом проголосовавших за него 122 тысяч 49 граждан и что ЕЛК будет  работать во благо каждого гражданина РА, во благо армянского народа, во имя свободы, безопасности и процветания Республики Армения, Республики Арцах. Логика заявления блока была в том, что граждане РА в этот раз, в отличие от предыдущих выборов, имели возможность предотвратить воспроизведения власти Сержа Саргсяна и РПА, имели гарантированный механизм сохранения собственной власти, однако они не сделали этого. В результате альянс взял на себя высокую ответственность — стать делегатом проголосовавших за политическую силу граждан и не начал неэффективный процесс по обращению в Конституционный суд, не имея в своем распоряжении доказательств об имевших место серьезных фальсификациях, которые бы стали весомым аргументом для обращения в КС.

Сразу же после выборов в НС ЕЛК стал активно готовиться  к муниципальным выборам. 14 мая 2017 года политические силы, участвовавшие в выборах в Совет старейшин города Ереван, получили следующее количество голосов:

РПА получила 240.034 голосов или 71,25%,
Альянс ЕЛК получил 70. 730 голосов или 21%,
Партия «Еркир цирани» получила 26.107 голосов или 7,75%.


После выборов ЕЛК констатировал, что в столице у альянса есть серьезное и стабильное число сторонников, политическая сила считает себя их делегатом в Совете старейшин Еревана. Альянс провозгласил своей стратегической целью преодоление атмосферы отчаяния среди граждан Армении и сделает все возможное для достижения этой цели. Будучи сосредоточенным на парламентской работе и взяв на себя роль и ответственность парламентской оппозиции, альянс ЕЛК изначально поставил перед собой цель использовать всех парламентские рычаги, чтобы стать реальной альтернативой власти, контролировать ее и надлежащим образом представлять в парламенте всех тех граждан, для   которых действительно важна повестка  демократических реформ в Армении. Именно так мы работаем по сей день.

Я уверен, что с помощью старых инструментов невозможно решить новые проблемы. Именно новые подходы изначально были в основе деятельности ЕЛК, мы не пошли по той же тропе, которую уже прошли другие политические силы, не пошли на авантюру ради кратковременной славы. На протяжении многих лет правительство убеждало общественность, что ему нет реальной альтернативы, что власть является единственной силой, способной взять на себя трудную и ответственную миссию управления страной. Эта мысль стала манипуляционным инструментом, с помощью которого власть часто вводила общество в заблуждение, и многие начинали задаваться вопросом: кто же, если не они? Получается, с одной стороны провалить управление страной, с другой – быть «единственным»: вот в чем самый большой политический парадокс современной Армении. Однако, у нас есть решение данной проблемы. Именно поэтому мы преследуем важную цель – последовательно показывать обществу, что у нас есть реальная альтернатива, альтернативные инструменты управления государством, новая политическая культура, конкретная команда. Поэтому в НС ЕЛК выступил с разными альтернативными предложениями, выдвинув собственную кандидатуру на пост спикера НС, представив альтернативную программу и подходы. Альянс ЕЛК выступил с инициативой выдвижения альтернативного кандидата на пост президента страны, но депутаты из других фракций к нам не присоединились. Мы готовим различные инициативы и альтернативные программы, которые должны стать важнейшими факторами политической повестки нашего государства. Мы держим руку на пульсе ежедневных политических событий, а в эти дни, как известно, самой обсуждаемой является тема выдвижения Сержа Саргсяна на пост премьер-министра Армении, методы и стратегия борьбы с этим, политический смысл всего этого. У многих все это вызывает ощущение дежавю, тем не менее, я считаю необходимым представить наши подходы об этом и то, чему верим мы.

Еще несколько месяцев назад ЕЛК после дискуссий пришел к консенсусному решению о том, что для нас неприемлем третий срок правления Сержа Саргсяна. В то же время, в свете того же консенсуса, с политической и правовой точки зрения мы все осознавали, что воспроизводство власти Сержа Саргсяна вместе с его партией произошло еще 2 апреля 2017 года, следовательно, нужно быть честными с гражданами РА и в нашей риторике использовать выражение третий срок, а не слово воспроизводство. Да, действительно, мы уверены, что Серж Саргсян идет на третий срок, нарушая данное им же обещание. Таким образом, все, что говорилось о конституционных реформах, является мифом: путем принятия в последнее время конституционных законов было сделано все, чтобы у Армении появился неконтролируемый супер-премьер и нулевое парламентское правление – со всеми евразийскими традициями.

Я глубоко убежден в том, что у Армении нет достаточных ресурсов, чтобы стать диктатурой: это абсолютная авантюра. Следовательно, попытки Сержа Саргсяна и РПА превратить Армению в диктатуру обречены на провал. С другой стороны, как парламентская сила, будучи приверженной нашей нынешней политике, мы могли бы предложить альтернативную кандидатуру премьер-министра, представить альтернативную программу: для того, чтобы сделать это, внутри альянса необходимо достичь единства и консенсуса. Мы неоднократно заявляли, что не верим введенную в обращение нашими коллегами тезису о том, что народ может не позволить Сержу Саргсяну стать премьер-министром. Это не означает, что мы не хотим, чтобы народ не позволял, КОНЕЧНО, НЕТ! Просто мы исходим из того, что народ ровно год назад позволил Сержу Саргсяну стать премьер-министром. Сержа Саргсяна, по сути, одно может удержать от перспективы стать премьер-министром – отсутствие желания стать премьер-министром. Во всех других конфигурациях на данном этапе игра изначально проиграна, как в правовом смысле, так и в борьбе ресурсов и с политической точки зрения.

На данном этапе в условиях проигранной борьбы мы приобретем дошедших до грани отчаяния граждан, которым слишком трудно будет объяснить, почему в очередной раз не получилась обещанная революция. С другой стороны, людей трудно будет настроить на какой-либо избирательный процесс – в селах, городах или в республиканских выборах. Следовательно, мы честны с нашими коллегами и нашими гражданами. В нашем политическом анализе, при расчете наших ресурсов, мы пришли к выводу, что мы можем бросить вызов Сержу Саргсяну в парламенте, не формируя пустых ожиданий на улицах и не объясняя, почему не получилось то, во что мы и сами не верили. Неоправдавшиеся надежды еще больше вгоняют людей в отчаяние, бороться с которым обещал ЕЛК. С другой стороны, возникает вполне логичный вопрос: а что делать в данной ситуации, если Серж Саргсян назначается премьер-министром при поддержке коалиции политического большинства и, не исключено, что и блока Царукян тоже? На мой взгляд, на данном этапе мы должны взять на себя функцию контроля над правительством и ограничения его неограниченных полномочий, что на данный момент является наиболее осуществимыми и реалистичными. Мы должны поставить перед властью условия, согласно которым альянсу ЕЛК, как парламентской оппозиции, и слоям гражданского общества, владеющим широкой поддержкой общественности, необходимо предоставить места в существующих в стране и изменившихся в рамках новой конституции всех контрольных и независимых органах, на которые возложена та или иная функция исполнительного органа. В частности, власть должна уступить должности глав двух постоянных комиссий НС, политические право назначать будущего члена Конституционного суда, политическое право назначать двух из пяти членов Высшего судебного совета, политическое право назначать Защитника прав человека, должность главы Общественного совета, политическое право назначать двух из семи членов ЦИК и такое же количество членов НКТР, право назначать трех из семи членов Контрольно-счетной палаты, право на назначение двух из восьми членов в совете ЦБ, дать возможность при поддержке оппозиционных сил и институтов, пользующихся широкой поддержкой гражданского общества назначать трех из семи членов Государственной комиссии общественных услуг и двух из пяти членов  Комиссии по урегулированию общественных услуг, естественно, в случае прохождения этапов собеседования и конкурса. Ущерб, который систематически наносится Армении в последние годы, может быть сокращен только путем сотрудничества с гражданским обществом и оппозицией в результате создания сдержек и противовесов. Альтернативы этому нет и быть не может. В то же время следует отметить, что в ходе формирования нового парламента за последний год под руководством властей произошел ряд антидемократических событий, которые делают жизненно важной необходимость их контролировать. В частности, в Национальном Собрании парламентское большинство приняло политическое решение сократить число постоянных комиссий до 9.  Причина заключалась в том, что председателем 10-й постоянной комиссии должен был быть представитель фракции ЕЛК, поэтому решение было принято для предотвращения такого хода событий. С нарушениями был принят новых Судебный кодекс, в соответствии с которым, начиная с 2019 года по отношению к адвокатам будет применяться судебный штраф. «Доставщик хлеба» Артур Саргсян скончался в уголовно-исполнительном учреждении, так как страдал рядом серьезных заболеваний, несовместимых с тюремными условиями, но до сих пор никто не был привлечен к ответственности. Налоги и другие обязательные платежи были подняты, проект по проведению заседания комитета по этике для обсуждения случая применения насилия по отношению к оппозиционному депутату со стороны проправительственного депутата в парламенте было отклонено.

Согласно новому закону, заседания правительства будут проходить за закрытыми дверями, журналистам также запрещается присутствовать на заседаниях Совета старейшин города Ереван. Нарушается Конституция – созданием должности вице-премьера, а структура правительства становится такой, что оно окончательно выпадает из поля парламентского контроля, превращаясь в наделенную огромной силой неуправляемую машину. По мнению правозащитных общественных организаций, в Армении есть политические заключенные. Я разделяю это мнение, и считаю, что все общественно-политические деятели, которые не имеют ничего общего с насилием, находятся в тюрьмах или которые подвергаются судебному преследованию, должны быть немедленно освобождены, и уголовное преследование по отношению к ним должно быть прекращено.

Все вышеперечисленные аргументы и серьезный анализ политической реальности еще раз доказывают, что в Армении происходит постоянный регресс демократии, для того чтобы остановить его, требуются радикальные и системные изменения. Я убежден, что если власти продолжат игнорировать приведенные аргументы, отвергать цивилизованную культуру политической борьбы, не прислушиваться к моему голосу и мнению думающих как я других граждан, в стране чаще будут слышны выстрелы, которые отбросят Армению на десятилетия назад, усиливая отчаяние народа и подрывая основы государства.

 Эдмон МАРУКЯН 

​​​​​​​

Share via:
Парламентские выборы 2021г.
Парламентские выборы 2018г.
Выборы Авагани Еревана 2018г․
Выборы Авагани Еревана 2017г․
Парламентские выборы 2017г.
Корюн Шекоян
Рузанна Арутюнян
Армен Егиазарян
Грант Айвазян
Сергей Каграманян
Србуи Григорян
Геворг Папикян
Крист Марукян